НАСКОЛЬКО ЛЕГИТИМНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?
Зачастую дистанционное обучение воспринимается работодателями как формальное, то есть не как процесс, направленный на получение знаний, а как процесс мероприятие, целью которого является получение удостоверений без проведения обучения как такового. Наверное, в этом состоит «заслуга» рынка образовательных услуг, который пресыщен недобросовестными организациями, предлагающими получить документы – удостоверения и дипломы – в течение одного-трех дней с момента подачи заявки.
При этом в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является нормативно закрепленной формой получения образования по различным направлениям подготовки за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Так, Приказом Минобрнауки от 20.01.2014 № 22 утверждены Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Что касается обучения работников в области охраны труда, действующим законодательством не предусмотрено наличие каких-либо ограничений, связанных с применением дистанционных образовательных технологий.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ?
Обучение и проверка знаний в области охраны труда для отдельных категорий работников проводится с определенной на законодательном уровне периодичностью. Например, периодичность обязательного обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка № 1/29 составляет один раз в один год. А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Каким должно быть соотношение вдохов и компрессий при проведении сердечно-легочной реанимации?» Не каждый сможет сходу дать правильный ответ. Соответственно, можно ли утверждать, что периодичность обучения по оказанию первой помощи один раз в один год является достаточной? Наверное, нет. Можно ли говорить о том, что знания работников необходимо постоянно «держать в тонусе»? Однозначно, да.
Для решения такой задачи.
ПОЧЕМУ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ УСТУПАЕТ ОЧНОМУ ПО СТОИМОСТИ?
На первый взгляд может сложиться мнение о том, что дистанционные курсы должны стоить дешевле очного обучения, поскольку отсутствуют командировочные расходы, не нужно оплачивать труд лектора и так далее. Однако не стоит забывать о двух моментах.
Во-первых, качественный электронный курс – это результат работы большой группы специалистов. В их число входят:
- специалисты информационного отдела, занимающиеся подборкой актуальной нормативной правовой базы;
- операторы, осуществляющие видеосъемку лекций;
- IT-специалисты, осуществляющие разработку, техническую поддержку и обновление системы дистанционного обучения;
- методисты, подбирающие и структурирующие лекционный материал;
- дизайнеры, представляющие учебно-методические материалы в наглядном и легком для понимания виде.
Во-вторых, разработка электронного курса не заканчивается на этапе его запуска. Самый большой массив работы заключается в его постоянной актуализации. Так, например, в период с 2014 по 2016 гг. только в сфере оценки условий труда было принято порядка 45 документов. За последние 5 лет Минтрудом России введено в действие 18 новых правил по охране труда для различных видов экономической деятельности. В целом, ежегодно в сфере охраны труда принимается более новых 80 документов, многие действующие нормативные правовые акты актуализируются с учетом современных реалий. Соответственно актуализация электронного курса – это постоянный и дорогостоящий процесс, обуславливающий его стоимость, сопоставимую со стоимостью очного обучения.